В медицине восточных стран, таких как Япония, Китай, Корея, множество разнообразных съедобных грибов использовали для лечения многих болезней.
Хочу рассказать об одном таком грибе, также распространенном в восточной медицине – Hericium erinaceus, по-английски Lion’s Mane – львиная грива, а по-русски ежовик. Его полисахариды – бетаглюканы - имеют также иммуномодулирующие свойства, которые давно были известны традиционной восточной медицине и использовались для лечения разнообразных соматических заболеваний. Но лишь возможности современной нейрофизиологии позволили обнаружить тонкие нейрохимические механизмы того, как этот гриб помогает сохранить молодость мозга, способствует его обновлению и предотвращает развитие фатальных нейродегенеративных болезней мозга, в число которых входят болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера.
Оказалось, что как в плодовом теле гриба, так и в мицелии содержатся несколько десятков веществ, способных проникать через гематоэнцефалический барьер – барьер между кровью и мозгом. И там уже на территории мозга побуждать глиальные и нервные клетки синтезировать нейротрофины – BDNF, NGF, GDNF. Это пептиды, которые активируют ассиметричное деление стволовых клеток головного мозга, оставляя одну из дочерних клеток стволовой, а другую стимулируя встать на путь дифференцировки, то есть превратиться во взрослую глиальную или нервную клетку. Затем она из инкубатора – обонятельной луковицы, где происходит ее взросление, - отправляется по направляющей радиальной глии в место, где она востребована. Для осуществления всех этих процессов нужны пептиды – нейротрофины.
Мозг обладает пластичностью. Когда человек приобретает новый навык, происходит реорганизация архитектуры нейрональных связей. Происходит разрастание нейритов – отростков нервных клеток, их ветвление и образование «плотных» связей между отростками разных нейронов. Одновременно происходит и реорганизация структур глиальных клеток, окружающих нейроны. Для всего этого требуются нейротрофины. Но способность клеток стареющего мозга производить их всё уменьшается.
Беда в том, что инъекции нейротрофинов бессмысленны. Они очень быстро разрушаются в нашем теле и не проникают через гематоэнцефалический барьер на территорию мозга. И вот тут как раз должен пригодиться ежовик.
Удивительно, что активные вещества ежовика – герициноны преимущественно из плодового тела и эринацины из мицелия – помогают стареющему мозгу активировать самообновление и процессы пластичности. На феноменологическом уровне это обнаруживается в ощущениях заинтересованности, способности запоминать и вспоминать, активируют воображение и быстроту мышления.
Каким же образом действуют активные вещества ежовика?
1. Во-первых, они активируют производство нейротрофинов.
2. Во-вторых, они предохраняют мозг от возможного повреждающего действия нейротрофинов.
Для того чтобы нейротрофины смогли побудить нервные клетки удлиняться, разветвляться и образовывать новые контакты между нейронами, они должны присоединиться к рецепторам двух многоступенчатых сигнальных каскадов. Один называется рецептор тропомиозин киназы TRK, а другой рецептор p75. Если активация р75 не произошла, то активация TRK может привести к гибели, или апоптозу, особенно это может произойти, когда к рецептору присоединяется не созревший нейротрофин, а его предшественник. Активные вещества ежовика сами по себе способны активировать эти рецепторы, предохраняя нейроны от гибели и делая действие нейротрофинов более эффективным.
Я сам в течение месяца употребляю препарат ежовика и заметил, что сны стали интереснее, и во сне приходят нетривиальные идеи, в том числе идея написать об этом.
- Комментарии
- Вконтакте